Способы закупок
Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) Информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
- — путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц;
- — посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке;
2) Обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) Описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ.
Конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
1) путем проведения торгов (конкурс (открытый, в электронной форме, закрытый), аукцион (открытый, в электронной форме, закрытый), запрос котировок (в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений)
2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 ст.3 Закона № 223-ФЗ.
Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным выше. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Сроки | Конкурс | Аукцион | Запрос котировок | Запрос предложений |
Размещение в ЕИС извещения, документации о закупке | 1) не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок | 1) не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок | 1) не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок | 1) не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения такого запроса |
Сроки размещения в ЕИС изменений в извещение, документацию | не позднее 3 дней со дня приятия решения о внесении указанных изменений | |||
Перенос срока подачи заявок при внесении изменений в извещение, документацию о закупке | срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в ЕИС указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки | |||
8 дней | 8 дней | 3 рабочих дня | 4 рабочих дня | |
Сроки размещений в ЕИС ответа на запрос о разъяснении документации | в течение 3 рабочих дней с даты поступления запроса, заказчик размещает в ЕИС разъяснения положений документации о конкурентной закупке с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос, при условии, что запрос поступил заказчику не позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке | |||
Сроки размещений в ЕИС протоколов, составленных в ходе конкурентной закупки, итогового | не позднее чем через 3 дня со дня подписания таких протоколов |
Иные способы, установленные Положением о закупке:
Законодателем предусмотрена возможность использования Заказчиками иных способов закупок, которые необходимо отразить в Положении. Заказчик самостоятельно, исходя из собственных интересов, специфики деятельности, объема потребностей определяет тот или иной способ закупки, а также порядок его проведения.
Собственный способ закупки при этом может отражать не только особенности самой процедуры размещения информации в ЕИС, особенности содержания документации, может заключаться не только в иных сроках, чем предусмотрены ФЗ-223. Такой способ может быть выражен в особенности заключения договора.
Эта особенность в свою очередь может быть определена как для отдельных способов закупочных процедур, так и для всех способов, закрепленных в Положении о закупках. Речь идет о возможности проведения консолидированных (совместных) закупок, зонтичных закупок и предквалификационных отборов.
Зонтичная закупка является для многих Заказчиков новеллой в их практике по проведению закупок, но в самом законодательстве, регулирующем сферу закупок в рамках действия ФЗ-223 - то не новшество, и проведение таких закупок пусть и в латентном режиме уже не редкость.
В п. 28 ст. 3.2. ФЗ-223 прямо указано: «по итогам конкурентной закупки заказчик вправе заключить договоры с несколькими участниками такой закупки в порядке и в случаях, которые установлены заказчиком в положении о закупке». Именно эта норма делает зонтичные закупки легитимными, а их результаты не подлежащими оспариванию.
Любое новое в той или иной степени явление может насторожить даже опытного организатора закупок. Поэтому следует уделить внимание сложным моментам, и использовать все имеющиеся преимущества зонтичных закупок.
Изученная практика разбирательств в ФАС России и в Арбитражных судах за прошлые периоды дает четкую картину наличия проблем в определенной области зонтичных закупок. Первая и самая распространенная ошибка, которая ложится в основу возникновения проблем – это нечеткое, а часто неверное или же несоразмерное распределение долей. Именно этому условию закупки следует уделить особое внимание при разработке документации. Возможно учесть различные варианты распределения долей, каждый из которых дает четкую и ясную схему участия всех Победителей закупки в исполнении договора.
Наиболее простым распределением долей будет деление закупки на лоты, и выделение каждого лота в долю каждого отдельного Победителя. Но это не всегда отвечает интересам Заказчика. В таком случае следует предусмотреть распределение долей в процентах от общего объема договорных обязательств. Например: 50% - Победителю, занявшему первое место, 30% - второе место и 20% - соответственно занявшему третье. Или же предусмотреть, что 2,3 или 4 Победителя получают возможность заключения договора в равных долях. Распределение долей может быть также быть привязано к распределению баллов в конкурсе или запросе предложений и быть пропорционально, полученным баллам. Систему распределения долей, одну или более следует закрепить в Положении, а также отразить в документации по зонтичной закупке. Тогда это не станет проблемой, хорошо отлаженная схема будет гарантом четкого и последовательного исполнения договорных обязательств.
Другой проблемой как следует из практики применения зонтичных закупок может стать расторжение договора с одним из Исполнителем. Данная проблема предупреждается внесением условия распределения доли выбывшего Исполнителя, с указанием алгоритма не только в договоре, но и в документации по закупке, делая все условия прозрачными с первого дня размещения информации.
Лучшим решением будет сделать этот острый угол преимуществом – страховкой производственного процесса. При проведении зонтичных закупок Заказчик имеет более высокие шансы на то, что его договор будет исполнен. При недобросовестности одного из Поставщиков или при форс-мажорных, иных непредвиденных обстоятельствах, в связи с которыми часть договорных обязательств, возложенная на одного из Победителей процедуры не может быть исполнена, передается по заранее спланированной и раскрытой в документации схеме другому Победителю.
Там, где при проведении обычной закупочной процедуры пришлось бы расторгать или досрочно завершать с уменьшением объемов договор, а затем проводить новую закупочную процедуру с тратой огромного количества времени, в результате зонтичной закупки необходимо лишь заключить предусмотренное в договоре дополнительное соглашение о перераспределении долей, и продолжить производственный процесс без отклонения от графика.
Это спасет Заказчика от многих штрафов, убережет от невыполнения контрактов в качестве поставщика, позволит предоставить наиболее качественные товары, работы, услуги своим клиентам, подопечным, контрагентам.
При не высоких рисках данный вид закупок имеет обширный ряд преимуществ. Как видите - это и возможность обеспечить непрерывность производственного процесса, оградить Заказчика от недобросовестного Поставщика, который взял на себя обязательств больше, чем мог бы выполнить, обеспечение высокого уровня конкуренции, что должно всегда положительно сказываться на качестве продукта. Обеспечивается подстраховка одного Исполнителя другим, благодаря чему и достигается цель профилактики срыва производственного плана.
Среди явных плюсов также будет и отсутствие жалоб в ФАС от Участников, которые «почти» победили. В том числе это профилактика жалоб от «постоянных жалобщиков», которые если не выигрывают процедуру всегда идут в антимонопольную службу, даже не будучи уверенными в своей правоте. Как бы Заказчик не отвечал аргументированно, как бы его не поддерживали добросовестно выигравший процедуру поставщики – сроки рассмотрения заявлений в ФАС отнимают от одной до трех недель драгоценного времени, которое выражается в трате средств сторон и снижении производственных объемов.
Техническая оснащенность ЭТП «Регион» позволит Вам без проблем провести закупку с заключением зонтичных договоров. Наша электронная площадка сможет обеспечить размещение и итогового протокола со всеми особенностями зонтичной закупки, и отправку договоров по результатам закупки сразу нескольким Победителям.
Консолидированные (совместные) закупки – это закупки, направленные на экономию средств Заказчиков. Их главная отличительная черта – это возможность увеличить привлекательность закупки для поставщиков, увеличив объем поставки, и как следствие снижение цены единичного предмета закупки
- Совместные закупки позволят рационально использовать денежные средства Заказчиков, воспользовавшись оптовыми ценами и скидками.
- Это также возможность привлечь наиболее крупных поставщиков, в чьей надежности выше уверенность.
- Это возможность использовать типовую документацию для нескольких заказчиков одновременно.
- Упрощается процедура рассмотрения заявок.
Совместные закупки становятся более гибким средством в достижении цели удовлетворения потребностей, имеющих индивидуальные особенности у каждого Заказчика, при использовании квалификационного отбора.
Для проведения консолидированных – совместных закупок с квалификационным отбором Электронная торговая площадка РЕГИОН имеет все необходимые инструменты профессиональные и технические.
Предквалификационный отбор – процедура, которую проводит заказчик с целью определения квалифицированных поставщиков товаров работ и услуг для дальнейшего их участия в последующих закупках.
Это мощнейший инструмент управления закупками, позволяющий составить четкое представление о качестве продукции и квалификации поставщиков. Отбор участников по квалификации может быть, как отдельной процедурой, так и первым этапом любого из способов отбора поставщиков по ФЗ-223.
Наилучшим решением для оптимизации закупочной деятельности будет включение в Положение о закупках предквалиффикационного отбора как отдельной процедуры. Это обеспечит более гибкие рамки по закупочным процедурам.
Возможность отбора квалифицированных поставщиков перед любой процедурой повысит шанс на получение более качественного конечного продукта Заказчику. Отбор как отдельная процедура также дает возможность сориентироваться по его итогам Заказчику с выбором дальнейшего способа закупки.
Если в предквалификационном отборе обозначились явные фавориты с высокой квалификацией, то по тем предметам договора, по которым позволяет законодательство, Заказчики могут позволить себе провести аукцион или запрос котировок в соответствии с условиями своего Положения о закупках. В то же время если законодатель требует проведения конкурса или этого требуют обстоятельства, то после предквалификационного отбора Заказчик имеет возможность провести еще один конкурс.
При этом каждый критерий, использованный в первоначальном отборе может быть разделен на подкритерии, которые помогут выявить преимущества и недостатки участников, прошедших первичный отбор. Также есть возможность сделать акцент на стоимостном критерии в конечном конкурсе, или даже предусмотреть переторжку как итог процедуры.
Сам же предквалификационный отбор может включать не только требованиям к участникам, но и требования к продукции, предоставляемой в ходе исполнения услуг. Если рассматривать услуги по предоставлению питания, то речь может идти о возможности дегустации образцов готовых блюд согласно предлагаемому меню.
Предквалификационный отбор – это конкурентная неторговая процедура, по итогам которой в соответствии с гражданским законодательством не возникает обязанности заключения договора с победителем. Эта особенность процедуры дает возможность принять решение о наличии или отсутствии необходимости заключения договора с победителем.
Техническая оснащенность ЭТП «Регион» позволит Вам без проблем провести закупку со всеми особенностями предквалификационного отбора.