В то же время по закону № 223-ФЗ (регулирует закупки компаний с госучастием) заказчикам временно разрешили работать вне системы ЕИС. Вернуть их в систему планируется с 1 апреля 2023 года. «Мы планируем их вернуть, но нужны доработки, чтобы обеспечить аналогичные контуры для закрытой договорной работы», — добавила Катамадзе.
Цифровые платежи
Еще один ключевым проектом в качестве контрсанкционной меры Катамадзе назвала введение цифровых платежей в системе госзакупок. «На сегодня практически все нормативное регулирование принято, — отметила она. — Для всех пользователей с 1 октября начнет действовать режим формирования заявок на кассовый расход на основе электронных актов». По ее словам, от нового режима ожидается радикальное упрощение механизма и сокращение сроков платежей с 30 до 7 дней.
Уже с начала 2023 года такая электронная форма станет обязательной на федеральном уровне, а с начала 2024 года система станет обязательной для всех региональных и муниципальных заказчиков, уточнила Катамадзе.
Эффективность контроля
Особое внимание в области казначейского контроля планируется обратить на строительную отрасль — именно для нее за последние два года дано наибольшее количество послаблений. Как напомнила Катамадзе, заказчикам дано право менять существенные условия контрактов, сдвигать сроки и менять стоимость, к примеру, увеличивать цену не на 10%, а на 30%. «Это было вызвано рядом объективных причин, в том числе ростом стоимости стройматериалов, необходимостью скорейшего ввода объектов, — пояснила она. — Но для финансовых контролеров очевидно, что это может приводить к злоупотреблениям. Мы как контрольный орган будем особое внимание уделять этому блоку».
При этом контроль ценообразования в строительстве и других крупных отраслях является для финансовых властей одним из основных вызовов, добавила Катамадзе. «Мы видим риски, связанные в том числе с существенным ростом цен на стройматериалы и отсутствием системных механизмов, которые позволяли бы понимать, сколько реально стоили стройматериалы, какие объемы средств нужны и действительно ли было подорожание этих, по сути, биржевых товаров», — отметила она.
Катамадзе также подчеркнула необходимость создания единой бюджетной платформы не только для федеральных получателей бюджетных средств, а для всех — вплоть до муниципальных образований. Другим вызовом, по ее словам, является перевод в электронную форму и консолидация на единой платформе доходной части бюджетов всех уровней, в частности, доходов от продажи госимущества и активов.
Устойчивость к санкциям
В целом, как напомнил Лавров, система закупок никогда не работала в идеальных условиях — санкции в отношении РФ были введены еще в 2014 году. «Именно поэтому мы демонстрируем достаточную гибкость и устойчивость», — отметил он. По словам Лаврова, показатели демонстрируют, что закупочная система выдерживает текущую ситуацию.
Так, по данным Федерального казначейства, за январь — август 2022 года общая сумма контрактов, заключенных по 44-ФЗ и 223-ФЗ выросла на 12,2% и 1,5% — до 6,4 трлн рублей и 6,9 трлн рублей соответственно. Доля контрактов с единственным исполнителем выросла с 17% до 22% по 44-ФЗ и снизилась с 65,6% до 50,4% по 223-Ф. Объем контрактов по результатам несостоявшихся конкурентных процедур вырос с 2,8 трлн рублей до 3,2 трлн рублей по 44-ФЗ и с 0,86 трлн рублей до 1,72 трлн рублей по 223-ФЗ. При этом, как отметила Катамадзе, произошло небольшое снижение общей экономии в ходе заключения контрактов и снижение общего числа участников конкурсных процедур.
По словам Лаврова, тревогу вызывает лишь сохранение доли несостоявшихся закупок на уровне 50%. «Долю эту надо всеми силами снижать — вот это основной ресурс для оптимизации и повышения прозрачности и конкуренции», — подчеркнул он. Вместе с тем оптимизм внушает стабильно низкая доля расторгнутых контрактов — лишь 2%. «Этому помогла гибкость в пересмотре контрактов, но эта гибкость не может быть абсолютной», — резюмировал Лавров.