ЖУРНАЛ | ЭТП РЕГИОН

ЖУРНАЛ

Упрощение лицензирования с 1 марта 2022 года: правительство опубликовало подзаконные изменения



1 марта 2022 года вступит в силу ряд законодательных поправок, которые упростят получение лицензий и работу с ними. В связи с этим правительство утвердило некоторые изменения своих актов о лицензировании. Они во многом дублируют положения закона, но есть и новшества.

Так, бизнес обяжут вносить в реестры лицензий сведения о новом номере телефона или адресе электронной почты в течение 15 рабочих дней со дня изменения прежних контактных данных. Это можно будет сделать, например, через Госуслуги.

Через тот же портал разрешат уведомлять лицензирующие органы субъектов РФ, где компания или ИП хочет работать по лицензии, которую выдал орган другого региона. Будут и другие способы подачи уведомления.

Кроме того, правительство утвердило положения о едином реестре учета лицензий. Общедоступные сведения из него станут размещать на сайте реестра. Ознакомиться с ними можно будет бесплатно. Адрес сайта определит Минэкономразвития.

В реестр войдут:

перечень лицензируемых видов деятельности с указанием ряда данных (ключевых слов, архивных записей и пр.);
сведения о лицензирующих органах, их территориальных подразделениях (наименование, руководство и пр.);
информация по вопросам ведения этих видов деятельности (срок действия лицензии, перечень грубых нарушений и пр.).
Сейчас подобного реестра нет.


Документ: Постановление Правительства РФ от 14.09.2021 N 1559

Предложили условия и методику изменения госконтрактов на ремонт автодорог при удорожании материалов Закон N 44-ФЗ Закон N 223-ФЗ Контракт (44-ФЗ) Договор (223-ФЗ)


Минтранс хочет поддержать отрасль дорожного строительства в связи с удорожанием ценообразующих ресурсов. Так, корректировать контракты на ремонт автодорог общего пользования федерального значения и их технологических частей на основании ст. 111 Закона N 44-ФЗ смогут федеральные заказчики из спецперечня (Приложение N 1 к проекту постановления). В него вошли Минтранс, Федеральное дорожное агентство и подведомственные им организации, а также госкомпания "Российские автомобильные дороги".
Внести изменения можно при выполнении нескольких условий (с. 1 - 2 проекта постановления):
контракт заключен до 1 июля 2021 года;
обязательства по контракту на дату заключения соглашения об изменении его условий не исполнены;
есть документально обоснованное предложение подрядчика о корректировке;
корректировка в пределах ЛБО и не увеличивает срок исполнения контракта или его цену более чем на 30%;
объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не меняются;
размер увеличения цены определен по методике из Приложения N 2 к проекту постановления. В приложении к методике приведен пример корректировки.
В проекте постановления рекомендуют учитывать новшества также региональным и муниципальным госзаказчикам, заказчикам по Закону N 223-ФЗ (с. 3 - 4 проекта постановления).
Общественное обсуждение проекта завершается 29 сентября.

Совещание по новым возможностям ЕИС В СФЕРЕ ЗАКУПОК версии 11.3


22 сентября 2021 года с 10:00 до 15:00 по московскому времени Федеральное Казначейство проведет Всероссийское совещание по новым возможностям ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК версии 11.3 (далее — ЕИС в сфере закупок) и иным вопросам в части совершенствования контрактной системы в сфере закупок.

В ходе совещания будет продемонстрирован новый функционал ЕИС в сфере закупок, который будет доступен для пользователей с 4 октября 2021 года.

Основными темами совещания станут:

- новый функционал ЕИС в сфере закупок по формированию отчетов заказчиков о доле закупок товаров российского происхождения;
- новации в электронном актировании;
- изменения автоматического контроля планов-графиков закупок, предусмотренного частью 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ;
- иные изменения ЕИС в сфере закупок.

Принять участие в совещании может любой участник контрактной системы.
Трансляция будет доступна по ссылке:    https://www.youtube.com/watch?v=LlYIaP4vXVE

Минфин России о размещении в ЕИС в сфере закупок сведений о заключенных договорах по Закону № 223-ФЗ



В связи с поступающими обращениями Министерством финансов Российской Федерации подготовлено письмо по вопросам формирования и размещения в единой информационной системе в сфере закупок сведений о договорах, заключенных по результатам закупок товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

С текстом письма Минфина России от 10.09.2021 года № 24-03-08/73730 можно ознакомиться по ссылке.

ЦБ РФ повысил ключевую ставку до 6,75%



С 13 сентября ключевую ставку увеличили на 0,25 процентного пункта. Это уже пятое повышение подряд с марта 2021 года.

ЦБ РФ вернется к вопросу о ключевой ставке 22 октября. В пресс-релизе регулятор допустил дальнейшее повышение показателя.


Документ: Информация Банка России от 10.09.2021

С марта нужно будет оснащать старые здания противопожарными системами по новым правилам


Правительство утвердило требования к оснащению объектов защиты пожарной сигнализацией, автоматическими установками пожаротушения, системой оповещения и управления эвакуацией. Документ касается, например, зданий и помещений, которые ввели в эксплуатацию до 29 апреля 2009 года включительно (т.е. до вступления в силу Техрегламента о требованиях пожарной безопасности).

Новые положения заработают с 1 марта 2022 года в связи с отменой таких документов:

"Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03);

"Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03).
Некоторые нормы из этих документов правительство решило перенести в свои требования, но есть и новшества.

Так, если площадь здания или помещения превышает нормативный показатель максимум на 5%, объект можно оборудовать сигнализацией без автоматических установок пожаротушения. Речь идет о показателе, от которого зависит оснащение объекта одной или двумя этими системами.
Кроме того, здания, сооружения и помещения разрешат не оснащать данными установками, если выполняется одно из условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности по техрегламенту. То же касается случаев, когда обеспечили безопасную эвакуацию.


Документ:  Постановление Правительства РФ от 01.09.2021 N 1464

Ежемесячная отчетность по 223-ФЗ: с 1 октября 2021 года придется отчитываться по-другому


С 1 октября 2021 года отчетность по Закону №223-ФЗ будет подаваться по новым правилам. С этой даты вступят в силу изменения в Постановление Правительства от 10.09.2012 года №908. Новые требования коснутся порядка предоставления информации с учетом данных о закупках отечественных товаров и достижения заказчиками их минимальной доли. Изменения внесены Постановлением Правительства №814 от 27.05.2021 года. Документ изменил правила формирования ежемесячного отчета, ввел требование отчитываться по специальной форме.
Порядок размещения ежемесячного отчета о заключенных договорах: заказчики сформируют его в ЕИС по форме, которую утвердило правительство. В ней есть 4 раздела:
- информация о заказчике. Она формируется автоматически;
- сведения о количестве и об общей стоимости договоров за месяц. Среди прочего каждый договор детализируют по коду случая его заключения. Всего таких кодов 16. Некоторые сделки указывают отдельными строками без детализации, например если сведения о них не размещают в ЕИС;
- данные о закупках российских товаров, в том числе поставленных при выполнении работ (оказании услуг). В этот раздел включают информацию о квотируемой продукции, которую заказчик принял в отчетном месяце;
- сведения о достижении заказчиками минимальной доли закупок отечественных товаров. Итоговые показатели отобразятся в отчете за последний месяц.

Редакция пункта 45 Постановления №908 была изменена, и теперь установлен срок формирования части отчета — сведения о заключенных договорах (п. 1–3 ч. 19 ст. 4 Закона №223-ФЗ) включаются в него не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным. А не позднее десятого числа такого месяца отчет должен быть сформирован полностью и подписан ЭЦП уполномоченного лица заказчика и размещен в ЕИС.
Если не разместить отчетность, то штраф может составить от 2 до 5 тыс. руб. для должностных лиц и от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб. — для организаций (п. 4 ст. 7.32.2 КоАП).

Также стоит отметить, что Постановлением Правительства № 814 от 27.05.2021 года введены и другие изменения, которые также начнут действовать с 1 октября 2021 года. В частности, ввели новые требования к содержанию протоколов при признании закупки несостоявшейся. Теперь в них нужно будет указывать сведения о закупках так, чтобы потом с ними можно было соотнести коды случаев заключения договоров, в том числе предусмотрены такие причины, как отклонение всех заявок, отклонение всех заявок, кроме одной, отсутствие заявок, подача только одной заявки либо уклонение всех участников закупок от заключения договора.

Создан информационный портал по вопросам изменения цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов


Представители Главгосэкспертизы сообщили о создании на сайте Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве специального портала, на котором размещена информация о порядке изменения цены контракта в соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 августа 2021 г. № 1315 и приказом Минстроя России от 21 июля 2021 г.  № 500/пр (https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/1315). В частности, на портале опубликованы разъяснения порядка проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, образцы расчетов, выполненные в соответствии с требованиями указанных постановления и приказа, размещены ответы на вопросы по данной тематике. Кроме этого, пользователи портала могут обратиться к специалистам за дополнительными разъяснениями (Информация ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 23 августа 2021 г.).

О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции в Российской Федерации



На Официальном интернет-портале правовой информации  http://publication.pravo.gov.ru/опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 23.08.2021 № 1382 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925» (далее – постановление).

Данное постановление распространяет действие постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» на закупки интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством.  

В частности, норма о 30% ценовой преференции для российской радиоэлектронной продукции распространена на закупки госкомпаниями информсистем для электросетевого хозяйства. А именно, систем удаленного мониторинга и диагностики, интеллектуальных систем учета электрической энергии, автоматизированных систем управления технологическими процессами подстанций, автоматизированных систем технологического управления центров управления сетями. При этом это норма распространяется на закупку не только произведенной в России радиоэлектронной продукции, но и отечественного программного обеспечения, которое используется в таких системах.

Также, документом предусматривается внесение изменений в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением кабмина № 878, в части включения в указанный перечень радиоэлектронной продукции, применяемой в системах управления электросетевым хозяйством. Помимо этого, пункты 2.1 и 3.1 действующего постановления были изложены в новой редакции.

Постановление вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования.

Обзор документов, вступающих в силу в ближайшее время

Для заказчиков:
1.    Постановление Правительства от 27.05.2021 № 814
Правительство РФ определило единый порядок мониторинга закупок в рамках законов 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Мониторинг уполномочен проводить Минфин, в т. ч. с использованием ЕИС. Результаты будут отражаться в ежеквартальных и сводных аналитических отчетах. С 2022 г. Минфину будет доступна определенная информация из ЕИС в целях мониторинга. Дополнительные сведения будут предоставлять в т. ч. Федеральное казначейство, ФАС, Корпорация МСП.

Изменили порядок работы с реестром договоров для заказчиков по Закону № 223-ФЗ. С 1 октября 2021 г. в протоколах, которые составляются в ходе закупки по 223-ФЗ и размещаются в ЕИС, должны содержать не только сведения об объеме, цене и сроке исполнения договора, но и причину признания конкурентной закупки несостоявшейся (в случае признания ее таковой). Приведен перечень причин. Урегулированы вопросы размещения сведений о заключенных договорах. Признаются утратившими силу нормы о размещении документа, содержащего сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки.

Скорректированы процедура формирования планов-графиков закупок, правила контроля закупок по отдельным направлениям.

Для поставщиков:
2.    Приказ ФСБ от 20.04.2021 № 154
Для поставщиков ФСБ утвердила правила подтверждения владения ЭЦП.
Так, владение ключом электронной подписи не подтвердится, если:
– заявитель не идентифицирован;
– требование к специальному формату подписи не соблюдено;
– усиленная квалифицированная подпись в заявлении на выдачу сертификата недействительна.
Вступит в силу 1 марта 2022 года

Получаем заключение торгово-промышленной палаты о форс-мажоре


Постановление Торгово-промышленной палаты РФ от 24 июня 2021 г. N 7-2 “Об утверждении Положения о свидетельствовании уполномоченными торгово-промышленными палатами обстоятельств непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности”

Урегулированы вопросы выдачи региональными и муниципальными торгово-промышленными палатами заключений, свидетельствующих обстоятельства непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности.
К таким обстоятельствам относятся стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган и т.п.), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, теракты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры органов власти и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства. Форс-мажором не являются обстоятельства, составляющие предпринимательские риски (в т. ч. нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, обстоятельства, вызванные финансово-экономическим кризисом, изменение валютного курса или девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц).
Приведена форма заявления о выдаче заключения, перечислены прилагаемые к нему документы. Они рассматриваются в течение 10 рабочих дней. Это срок может быть продлен, но не более чем в 2 раза. Если получен мотивированный отказ в выдаче заключения, то плата не взимается.

Госдума продолжит рассматривать законопроект о конфликте интересов

Законопроект был инициирован Правительством России и создавался в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов в сфере закупок, отмечается на сайте Госдумы. В частности, документом предусматривается:

уточнение условий, при которых может возникнуть конфликт интересов между участником закупки и заказчиком при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
расширение перечня лиц, которые принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, путем включения в их число работников контрактной службы;
уточнение перечня лиц, которые не могут входить в состав комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупок в соответствии с законом № 44-ФЗ;
установление перечня физических лиц, которые не могут быть членами комиссии по осуществлению закупок в рамках закона № 223-ФЗ. При этом в целях обеспечения заказчику возможности более гибко предупреждать возникновение конфликта интересов законопроект предусматривает возможность установления заказчиком в положении о закупке иных случаев, при которых физическое лицо не может быть членом комиссии по осуществлению закупок;
введение обязанности члена комиссии по осуществлению закупок сообщить заказчику о возникновении обстоятельств, препятствующих нахождению в составе такой комиссии;
соотнесение понятия личной заинтересованности члена комиссии по осуществлению закупок с содержанием понятия, предусмотренным Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
установление к руководителю заказчика, членам комиссии по осуществлению закупок требования о принятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при осуществлении закупок в соответствии с законом № 223-ФЗ.

Президент утвердил национальный план противодействия коррупции


Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478
Так, согласно новому указу, госорганы, органы местного самоуправления и организации должны будут проводить мероприятия, “направленные на предупреждение коррупции и борьбу с ней, а также на минимизацию и ликвидацию последствий коррупционных правонарушений”. В частности, план предполагает:

усовершенствование порядка предоставления деклараций чиновниками;
запрет на госслужбу для тех, кто был оштрафован за коррупционные преступления, а также ограничение людям с непогашенной судимостью возможность руководить ГУП и ГМУ;
улучшение проверки сведений о цифровых активах чиновников;
обучение бизнесменов минимизации рисков попадания под антикоррупционные законы в других странах;
расширение участия гражданского общества по противодействию коррупции;
создание интернет-контента, направленного на популяризацию антикоррупционных стандартов в обществе.
Также, стоит отметить, что в десятом разделе плана предусматривается совершенствование мер по противодействию коррупции при осуществлении закупок, а также при распоряжении государственным и муниципальным имуществом. В этой связи:

Правительству России было поручено разработать предложения о внесении изменений в законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, предусматривающих установление в качестве условий контракта (договора) обязательства не допускать действия, приводящие к нарушению требований законодательства о противодействии коррупции;
также кабмину поручили представить предложения об осуществлении в целях исключения коррупционных рисков мер по обеспечению открытости и прозрачности процедур (правил) определения стоимости находящихся в государственной (муниципальной) собственности объектов недвижимого имущества и акций;
Генпрокуратуре России с участием заинтересованных федеральных госорганов поручено принимать меры, направленные на предупреждение и пресечение незаконной передачи должностному лицу заказчика денежных средств, получаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с исполнением контракта, за "предоставление" права заключения такого контракта (откатов).

Журнал "Госзакупки.ру" (Госзаказ)

План закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств



Помимо плана закупки на текущий финансовый год заказчики обязаны размещать в ЕИС на срок от 5 до 7 лет планы закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств. Критерии отнесения к инновационной, высокотехнологичной продукции определяются федеральными органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности, а также Госкорпорацией «Росатом». Если заказчик планирует закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, сведения о них следует включить в оба плана.

В настоящее время ряд органов исполнительной власти утвердил такие критерии для использования при планировании закупок, связанных с деятельностью в регулируемых ими сферах (образование, наука, здравоохранение, транспорт и т.д.).

План закупок инновационной продукции нужно размещать всем заказчикам, которые работают по 223-ФЗ. Законодательство не содержит каких-либо исключений для заказчиков, которые бы позволили им не публиковать такой план.

Таким образом, заказчики обязаны публиковать в ЕИС план закупок, даже если они на следующий год не предполагаются. Такой план будет содержать прочерки в предложенных полях и называется нулевым. Закупочный план в части инновационной продукции формируется всеми заказчиками, которые работают по 223-ФЗ со сроками 5-7 лет.

В заключении хоти напомнить об административной ответственности заказчика за неразмещение или нарушение сроков размещения в ЕИС информации о закупках, размещение которой предусмотрено Федеральным законом № 223-ФЗ. Так, в силу ч.5 ст. 7.32.3 КоАП РФ, неразмещения в ЕИС информации о закупке, размещение которой предусмотрено законодательством, влечет наложение штрафа на должностных лиц — в размере от 30 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 300 тысяч рублей.

Нарушение сроков размещения планов закупок также чревато штрафами — должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа от 2 до 5 тысяч рублей; юридические лица — от 10 до 30 тысяч рублей (ч.4 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Как исправить положение о закупках. Перечень под замену



В статье найдете таблицу по способам закупок, особенности которых необходимо исправить в положении о закупке. С 30 июня 2021 года поменялись правила конкурентных закупок у МСП и самозанятых. До этой даты заказчикам нужно было изменить положения о закупке, где прописать новые правила проведения конкурентных электронных закупок среди МСП. Если не успели, то сделайте это прямо сейчас.

В закупках среди МСП заработали новые правила для заказчиков по Закону № 223-ФЗ. Федеральный закон от 01.04.2021 № 452-ФЗ закрепил, что положения о закупках заказчиков должны быть приведены в соответствие с новыми правилами не позднее 90 дней с момента вступления его в силу. Теперь нельзя использовать в конкурсе этап квалификационного отбора участников. Необходимо установить сроки проведения этапов конкурса в документации, а не в извещении. А электронный запрос предложений надо проводить по правилам электронного конкурса. Читайте далее, что поменять в положении о закупке.


Четыре главы, которые надо поменять в положении о закупке
Смотрите в таблице, что и как нужно поменять в положении о закупке в отношении всех видов открытых конкурентных закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.


Что еще учесть при закупках у субъектов МСП

Объем закупок у МСП. Всего за год нужно провести закупки у МСП на сумму не менее 20 процентов от совокупной годовой стоимости договоров заказчика. При этом не меньше 18 процентов такого объема договоров нужно заключить по результатам закупок для МСП и самозанятых.


Ограничения по закупкам у МСП. Сейчас заказчики вправе приобрести товары, работы и услуги у МСП и самозанятых, если НМЦД более 200 млн руб., но не превышает 400 млн руб. (п. 19 постановления от 11.12.2014 № 1352).


Контроль плана закупок. Предусмотрите объемы закупок у МСП в плане закупок и контролируйте их объем в течение всего года. По итогам года о достижении объема закупок у МСП нужно отчитаться.


Срок оплаты договоров. Оплачивайте договор с МСП в срок не более 15 рабочих дней со дня, когда подпишете документ о приемке по договору или его отдельному этапу. Такое условие оплаты действует только для закупок у МСП.


Ближайшие изменения. С 1 октября в закупках по 223-ФЗ увеличится предельный размер НМЦД до 800 млн руб., когда заказчики могут проводить закупки среди субъектов МСП (постановление от 19.06.2021 № 937).


Таблица. Что изменить в положении о закупке по конкурентным закупкам у субъектов МСП


Расширен перечень лиц, на которых распространяется особый порядок расчета годового объема закупок с участием субъектов МСП


Постановление Правительства РФ от 22 июля 2021 г. N 1249


31 июля текущего года начала действовать новая редакция п. 2.5 постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Согласно внесенным изменениям указанные в данном пункте закупки при расчете годовых объемов, предусмотренных п. 7 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее - Положение), не учитываются в том числе дочерними обществами соответствующих заказчиков.


Напомним, согласно п. 2.5 Постановления N 1352 при расчете годовых объемов, предусмотренных п. 7 Положения, не учитываются закупки, по результатам которых заключаются договоры, предусматривающие одновременно проектирование и строительство автомобильных дорог (участков автомобильных дорог) общего пользования федерального значения и (или) отдельных дорожных сооружений, являющихся их технологической частью, при условии установления в отношении участников закупки требований о привлечении к исполнению таких договоров (соглашений) субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП. Речь идет о годовых объемах закупок, осуществляемых с 1 января 2020 года государственными компаниями, созданными в целях реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.09.2018 N 2101-р. При формировании годового отчета о закупке товаров, работ, услуг у субъектов МСП такие договоры указываются в составе договоров, предусмотренных абз. 27 п. 1 формы годового отчета.

Требование об осуществлении части закупок у субъектов МСП распространено на всех заказчиков по Закону N 223-ФЗ



Постановление Правительства РФ от 7 июля 2021 г. N 1128


В соответствии с изменениями, внесенными в п. 2 Положения об особенностях участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352, с 1 января 2022 года требования, установленные в соответствии с указанным Положением, обязаны соблюдать все заказчики по Закону N 223-ФЗ, за исключением тех из них, которые сами являются субъектами МСП.



Также с указанной даты установленный п. 5 Положения годовой объем закупок, осуществляемых у субъектов МСП, увеличен с 20% до 25% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами МСП по результатам закупок, осуществляемых в соответствии с подп. "б" п. 4 Положения, и объем планируемых закупок, участниками которых являются только субъекты МСП (п. 5.1 Положения), увеличены с 18% до 20%.


Кроме этого, до 800 млн руб. увеличен верхний предел НМЦД, при которой заказчик вправе осуществить закупки товаров, работ, услуг у субъектов МСП.

Скорректированы условия, при которых юрлица, не являющиеся заказчиками по Закону N 44-ФЗ, обязаны руководствоваться этим Законом



Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 344-ФЗ


Согласно изменениям, внесенным в ч. 4.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, положения этого Закона распространяются на юридические лица в случае, если они осуществляют закупки за счет субсидий, предусмотренных п. 8 и п. 8.1 ст. 78 и подп. 3 и подп. 3.1 п. 1 ст. 78.3 БК РФ, и если условиями предоставления таких субсидий предусмотрена передача объектов инфраструктуры в государственную либо муниципальную собственность.



Указанные изменения вступили в силу 2 июля текущего года.

Со следующего года обязательная доля корпоративных закупок у МСП увеличится до 25%


Постановление Правительства РФ от 7 июля 2021 г. № 1128 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации”


Для корпоративных заказчиков решено повысить обязательную долю закупок у малого и среднего бизнеса. С 2022 г. она составит 25%. Напомним, что в 2020 г. квота уже была увеличена с 18% до 20%.
Также с 18% до 20% от общей стоимости заключенных договоров повысится квота на проведение закупок в рамках особой процедуры. Речь идет о так называемых спецторгах, к участию в которых допускаются только представители МСП.
Изменения касаются заказчиков из числа госкорпораций, госкомпаний, ресурсоснабжающих организаций, естественных монополий, государственных и муниципальных унитарных предприятий.



Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г. и не применяется к отношениям, возникшим до этой даты.

Письмо Минфина России

Письмо Минфина России, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Федеральной антимонопольной службы от 10 июня 2021 г. NN 24-06-06/45785, 24044-АП/09, ПИ/47490/21 "О позиции Минфина России, Минстроя России и ФАС России по вопросу о возможности изменения цены и срока исполнения государственного контракта"



В связи с поступающими вопросами о возможности изменения цены государственного контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - строительство) при его исполнении в случае существенного роста цен на строительные ресурсы, приведшего к увеличению общей стоимости строительства и невозможности исполнения контракта, Минфин России, Минстрой России и ФАС России сообщают следующее.




В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрена возможность по соглашению сторон изменения существенных условий контракта в случае, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.




Предусмотренное указанным пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.



Предельный размер цены контракта, при котором или при превышении которого допускается внесение изменений предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1186 (далее - Постановление N 1186) и составляет 100 млн рублей.




Таким образом, при соблюдении совокупности условий, предусмотренных указанными выше нормами Закона N 44-ФЗ и Постановления N 1186, существенные условия контракта (одновременное цена и срок исполнения контракта, или только срок, или только цена) могут быть изменены по соглашению сторон.




Указанные в пункте 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ "независящие от сторон контракта обстоятельства" предполагают открытый перечень обстоятельств, в том числе изменение стоимости позиций ценообразующих строительных ресурсов, если указанное изменение возникло по независящим от сторон контракта обстоятельствам.




Таким образом, в случае если существенное изменение стоимости строительных ресурсов привело к увеличению общей стоимости строительства и невозможности исполнения контракта на выполнение работ по строительству, заключенного на срок не менее одного года и цена которого составляет не менее 100 млн. рублей, заказчики вправе по соглашению сторон изменить существенные условия контракта на основании пункта 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.



Заместитель
Министра Финансов
Российской Федерации

A.M. Лавров



Первый Заместитель
Министра строительства
и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации

А.Н. Ломакин



Заместитель руководителя
Федеральной антимонопольной службы

П.В. Иванов

Федеральные законы от 11 июня 2021 г. N 162-ФЗ, N 200-ФЗ, N 201-ФЗ, N 202-ФЗ, N 203-ФЗ, N 204-ФЗ, N 205-ФЗ и N 206-ФЗ



В конце прошлой недели Президент РФ подписал ряд федеральных законов, которыми внесены поправки в КоАП РФ. Изменения коснулись, в частности, следующих вопросов.


1) Урегулирован порядок исчисления срока административной наказанности в случае добровольной уплаты штрафа.



В новой редакции изложена ст. 4.6 КоАП РФ, определяющая срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. По общему правилу состояние административной наказанности продолжается со дня вступления в силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления. Поправками вводится исключение из этого правила для тех случаев, когда административный штраф уплачен правонарушителем до вступления соответствующего постановления в силу - в подобной ситуации лицо будет считаться подвергнутым наказанию до истечения одного года со дня уплаты штрафа.



Одновременно ст. 32.2 КоАП РФ дополняется общей нормой, предусматривающей возможность уплаты административного штрафа до вступления в силу постановления о его наложении.



Рассматриваемый закон принят в целях реализации постановления КС РФ от 23.06.2020 N 28-П (подробно о нем мы рассказывали ранее).



Изменения вступят в силу 22 июня 2021 г.



2) Усилена административная ответственность за следующие виды административных правонарушений:

- незаконное осуществление деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов);

- нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. Рассмотрение этой категории дел отнесено к компетенции ФССП России (в настоящее время рассматриваются судьями);

- незаконное получение и разглашение информации с ограниченным доступом.



Перечисленные положения вступят в силу 22 июня 2021 г.



3) Установлена административная ответственность:

- за нарушение правил, связанных с переводом денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг. Данные нормы вступят в силу 1 октября 2021 г.

Напомним, что требования, связанные с использованием резидентами указанных средств платежа, введены Федеральным законом от 30.12.2020 N 499-ФЗ, вступающим в силу 1 июля 2021 г.;

- ввод в оборот товаров с нарушением установленных правил нанесения маркировки или информации, производство или продажу лекарственных препаратов с нарушением порядка нанесения средств идентификации, нарушение правил представления сведений оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке. Соответствующие нормы вступят в силу 1 декабря 2021 г.

4) Определены правовые последствия заключения лицом, в отношении которого осуществляется производство по делу о неправомерном использовании инсайдерской информации или манипулировании рынком, соглашения с Банком России о содействии в установлении обстоятельств дела и об устранении последствий совершенных действий. Данные положения начнут применяться с 1 января 2022 г., одновременно с вступлением в силу норм, регулирующих условия и порядок заключения указанного соглашения.

5) Уточнены полномочия Росрыболовства по рассмотрению дел об отдельных административных правонарушениях, совершенных на особо охраняемых природных территориях.

Обновлен порядок регистрации в ЕИС в сфере закупок



Приказ Казначейства России от 29 апреля 2021 г. N 18н


Казначейство России утвердило новый Порядок регистрации в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Порядок).


В частности, в новом Порядке скорректирована процедура регистрации в ЕИС информационных систем и организаций, в том числе актуализирован перечень представителей юрлиц, совершающих в ЕИС необходимые действия от имени организации.


Кроме этого, определены сроки, в течение которых осуществляется изменение в ЕИС сведений о зарегистрированной информационной системе или аннулирование указанных сведений. Так, указанные действия Казначейство России осуществляет в течение пяти рабочих дней.


Соответствующий приказ Казначейства России вступает в силу 11 июля текущего года. С этой же даты признан утратившим силу приказ от 30.12.2015 N 27н "Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и признании утратившим силу приказа Федерального казначейства от 25 марта 2014 г. N 4н".

Больше не придется искать продукцию в разных реестрах. Все есть в едином каталоге ГИСП

Больше не придется искать продукцию в разных реестрах. Все есть в едином каталоге ГИСП
Из статьи узнаете, чем единый каталог поиска продукции ГИСП полезен заказчику, а на слайдах увидите, как его применять при закупке отечественных товаров. В ГИСП заработал структурированный каталог продукции по разным сферам закупок: радиоэлектронике, автотранспорту, промышленному и медицинскому оборудованию. Новый единый каталог позволяет заказчику намного быстрее, чем раньше, провести поиск товаров по ИНН, коду ОКПД2, региону и отрасли для соблюдения норм нацрежима и квот.
Новый единый каталог продукции, который Минпромторг открыл для заказчиков на своем сайте, удобен тем, кто закупает товары, подпадающие под нацрежим и входящие в обязательную долю отечественного. Минпромторг собрал всю имеющуюся информацию о производителях отечественных товаров из реестров в единую структурированную систему. Заказчики смогут быстро найти информацию для соблюдения минимальной обязательной доли отечественных товаров и требований нацрежима в одном месте.


Какие разделы содержит каталог продукции ГИСП
Чтобы воспользоваться структурированным каталогом поиска продукции, зайдите на сайт Государственной информационной системы промышленности (ГИСП) gisp.gov.ru. На главной странице есть раздел в верхней части экрана, который позволяет попасть в единый каталог. Кликните на раздел «Каталог продукции в ГИСП», как показано на слайде 1.

Слайд 1. Как зайти в единый каталог продукции ГИСП


Далее вы увидите поисковый фильтр и разделы с категориями товаров. Всего таких разделов 16. Это чуть больше 870 тыс. товаров. На сайте размещена информация по следующим категориям продукции: стеклянные изделия, оборудование для обработки металлов, оборудование для сельского и лесного хозяйства, транспорт и автотранспорт, электроника, электротехника, оптика, оборудование и продукция легкой промышленности, металлические и строительные изделия, химическая и горнодобывающая промышленность, фармацевтическая и медицинская промышленность. В каждом разделе организован интеллектуальный поиск по кодам ОКПД2, отрасли применения, регионам и производителям.


Как найти товар в каталоге ГИСП
Чтобы найти необходимый вам товар, зайдите в конкретный раздел продукции. Если вы сомневаетесь, к какому разделу относится ваш товар, вбейте код ОКПД2 в поисковой строке, как на слайде 2. При наборе цифр кода система показывает подходящие группы кодов.

Слайд 2. Как найти товар в едином каталоге продукции ГИСП


Например, вам необходимо купить микрофоны и стойки для них по коду ОКПД2 26.40.41.000 «Микрофоны и подставки для них». Этот код входит в перечень постановления № 878 и перечень постановления № 2014. То есть если вы закупаете микрофоны со стойками, то включаете в документацию требование об ограничении допуска иностранных товаров по нацрежиму и соблюдаете нормы минимальной обязательной доли отечественных товаров. Для этого вбиваем код ОКПД2 26.40.41.000 в поисковую строку, и каталог открывает нам всю продукцию и производителей по коду. При этом по характеристикам товара вы можете конкретизировать поиск, заполнив параметры товара значениями характеристик из КТРУ, как на слайде 3.

Слайд 3. Как отображается конкретный товар и характеристики в каталоге продукции ГИСП


Кликаем на выпадающий искомый код, и ГИСП загружает все товары и производителей по данной продукции по соответствующему коду ОКПД2. Чтобы выявить трех производителей по микрофонам, придется задать в фильтре слева параметры, нажать «Применить», а затем зайти в каждую карточку товара.


Как информация из каталога пригодится в работе
Единый каталог ГИСП пригодится в работе заказчику, когда надо быстро подобрать отечественный товар для обоснования цены и запроса коммерческих предложений у потенциальных участников закупки. Также каталог пригодится тем, кто хочет убедиться, что товар есть в реестрах, и по нему есть заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ. Например, вы закупаете аппаратно-программный комплекс для обработки структурированной информации. Вы подобрали код ОКПД2 по классификатору экономической деятельности 26.20.14.000 «Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных».
Код подпадает под нормы постановления № 2014, а также содержится в перечне постановления № 878. Значит, мы должны обосновать НМЦК закупки преимущественно по товарам и предложениям из ГИСП от отечественных производителей. Если информации в ГИСП недостаточно, то можно воспользоваться общедоступной информацией об аналогичных отечественных товарах либо сведениями из реестра контрактов ЕИС (разъяснение Минпромторга на сайте ГИСП gisp.gov.ru/nmck).
Поиск по выбранному коду ОКПД2 предлагает нам одного производителя со сходным товаром. Это аппаратно-программный комплекс сбора и обработки информации «Трал» STC-L698. В карточке товара мы можем идентифицировать следующую информацию: название компании, город производителя, описание, технические характеристики, сведения о стандартизации и сертификаты, патенты и знаки качества. Каждая вкладка пригодится для того, чтобы понять, подходит товар для подготовки закупки или нет. Последняя вкладка «Сертификаты, патенты и знаки качества» позволит узнать номер реестровой записи товара, сведения о количестве баллов, срок действия заключения о подтверждении производства и скачать такое заключение. Смотрите на слайде 4, как это сделать.

Слайд 4. Как отображаются сведения о товаре в карточке каталога продукции ГИСП


Теперь вместо поиска и сравнения строк реестра в формате Excel вы в несколько кликов можете найти необходимый вам товар в системе ГИСП. Это позволит убедиться, что он есть в реестре, скачать заключение о подтверждении производства товара в РФ, сравнить реестровую запись с документами в заявке участника.
 

Как подавать и отслеживать жалобы через новый функционал ЕИС

Как подавать и отслеживать жалобы через новый функционал ЕИС
Из статьи узнаете, как новый функционал ЕИС поможет заказчику в работе с жалобами. С 5 июля 2021 года в ЕИС реализовали возможность подачи жалобы в электронном виде. Теперь поставщики смогут подать жалобу через ЕИС в ФАС и ее территориальные органы. А у заказчиков появилась возможность ознакомиться с жалобой от поставщика и заранее подготовиться к заседанию ФАС.
Поставщикам и заказчикам госзакупок доступна возможность электронного обжалования в ЕИС. Пока это только право поставщика и заказчика. С 1 января 2022 года это станет обязанностью и единственным возможным способом обжалования госзакупок. Как будет работать механизм, читайте далее.


Как будет работать механизм обжалования в ЕИС
Поставщик заполняет форму жалобы в ЕИС и подписывает КЭП. До момента рассмотрения жалобы на комиссии УФАС он может отозвать жалобу. Подать жалобу сможет только зарегистрированный в ЕРУЗ участник закупок. В течение двух рабочих дней контрольный орган рассматривает поступившую жалобу и принимает решение принять такую жалобу либо отказать в принятии. Через 3 часа после принятия решения поставщик видит в личном кабинете ЕИС уведомление. Если жалоба принята к рассмотрению, в течение 5 рабочих дней ФАС рассматривает ее, проводит внеплановую проверку и принимает решение. Поставщик в личном кабинете получает уведомление о размещении решения и предписания, а также копии таких документов. На схеме 1 — новый процесс обжалования в ЕИС.

Схема 1. Механизм обжалования через ЕИС




Чем заказчику пригодится новый порядок обжалования
Участник закупки может обжаловать любые действия либо бездействие заказчика, а также все, что ему не понравится в документах закупки. Также участники часто жалуются на действия оператора ЭТП либо решения комиссий уполномоченных органов. Причины обжалования размещенных закупок могут быть различными. Когда заказчик видит в ЕИС приостановленную ФАС закупку и понимает, что на размещенную закупку пожаловались, первое, что его интересует, — это текст жалобы. Чем, собственно, недоволен участник закупки. И наконец-то у заказчиков такая возможность появилась — сразу увидеть жалобу участника по своей закупке в ЕИС.
Пояснение на жалобу и ответ участнику также сможете подготовить и подать в электронной форме ЕИС. Такой порядок ускорит взаимодействие сторон с ФАС и позволит заказчику увидеть, на что пожаловался недовольный участник. Напомним, что с 2020 года большая часть заседаний ФАС проходит в онлайн-режиме и заказчику на защиту по доводам жалобы дается 3–5 минут максимум.


Как действует новый электронный механизм обжалования

Новый механизм обжалования в электронной форме действует исключительно в отношении электронных закупок. То есть если заказчик проводит закупку в бумажном формате, то по таким закупкам применять его нельзя. На схеме видите, какие возможности реализованы в ЕИС для заказчиков и поставщиков при обжаловании.

Схема 2. Как новый функционал поможет поставщику и заказчику в работе


 

Дополнен перечень отношений, которые не регулируются Законом N 223-ФЗ (с 21 июня 2021 года)


(ст. 9 Федерального закона от 22.12.2020 N 447-ФЗ)

Часть 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ дополнена новым п. 17.

В силу этой нормы Закон N 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с закупкой заказчиком услуг, связанных с заключением, исполнением, изменением или расторжением договора синдицированного кредита (займа) либо договора об организации синдицированного кредита (займа).
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | След.

© ETP REGION, Все права защищены